ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Значение конструирования для детей 

дошкольного возраста

Конструирование является прак­тической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление по­делок и игрушек из бумаги, картона, дерева и т. п.) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.Конструирование - прежде всего важное средство умственного вос­питания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной дея­тельности, в частности в конструировании.Конструируя, ребенок учится не только различать внешние ка­чества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия. В кон­струировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Создается также пред­посылка для приобретения способности уже в дошкольном возрасте производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета, не обращаясь к реальному расчленению. Таким образом, формиру­ется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.Сенсорное воспитание ставит задачей развитие пространствен­ных представлений. И в этом большая роль принадлежит конструи­рованию. Сооружая конструкцию (постройку), ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей. Таким образом, формирование пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном мате­риале, однако более сложные конструктивные задачи (выполнение модели в новом положении, работа с выкройкой) требуют уже некоторого отвлечения от непосредственно воспринимаемого, т. е. более сложной мыслительной деятельности.В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Дети по­знают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. В каждой группе предметы имеют и общие и различные признаки. Формиро­вание такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости - зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влия­ние на развитие мышления детей.В процессе обучения детей сооружению разных конструкций однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад; коробочка, домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Ребенок усваивает как бы схему изготовления постройки или игрушки, передавая в них и общие и различные признаки, и осуществляет это в определенной последовательности. Такой характер деятельности является осно­вой, позволяющей детям искать способ самостоятельного изготов­ления нового варианта предмета, что часто требуется в игре.В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследо­вать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся пла­нировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным.В процессе занятий конструированием дети усваивают правиль­ные геометрические названия деталей строительного набора (куб, брусок, пластина и т.д.), узнают об особенностях геометрических тел: у куба все стороны квадратные, у бруска квадратные две торцовые, а остальные прямоугольные, у прямоугольника противо­положные стороны равны и т. д.Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом. В процессе конструиро­вания дети учатся правильно обозначать в слове названия направ­лений (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа и т.п.), овладе­вают и такими понятиями, как «высокий - низкий», «широкий - узкий»,«длинный - короткий».Конструирование на занятиях и в играх является средством не только умственного воспитания, но и формирования моральных качеств личности ребенка.Нравственное совершенствование происходит в тесном взаимо­действии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе реша­ется задача всестороннего, гармонического развития ребенка. Нема­ловажную роль в этом играет конструирование. Оно способствует формированию таких ценных качеств личности, как самостоятель­ность, инициатива, организованность и ответственность при выполне­нии задания. На занятиях конструированием и в игре у детей вос­питывают волю, сдержанность, умение выслушивать объяснение воспитателя и работать в соответствии с его указаниями, в совмест­ной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.В процессе конструирования осуществляется физическое совер­шенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообраз­ных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, спо­собствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.Создание поделок из природного материала и сбор его в про­цессе экскурсий в лес, парк способствуют воспитанию у детей особого отношения к природе, умения видеть красоту цвета и форм, целесообразность их сочетаний.Целенаправленное и систематическое обучение детей кон­струированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у ребят умения учиться, раскры­вает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой позна­вательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности про­извольно управлять своими познавательными процессами (направ­лять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности системати­чески выполнять умственную работу, необходимую для сознатель­ного усвоения знаний.

Дошкольное отделение ГБОУ СОШ № 619 Калининского района Санкт-Петербурга
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать